Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не \"попасть\" на штраф

Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не \

""Принцип двух свободных полос" - не закон, а разумный подход к взаимоотношениям водителя и пешехода на нерегулируемом переходе", - считают в ГАИ. Как трактуют ПДД инспекторы и водители? На каких дорогах пропуск пешеходов - камень преткновения между автомобилистами и ДПС?

AUTO.TUT.BY спросил ГАИ, как уступать дорогу грамотно.

ПДД требуют, но не поясняют. Комментарии к ПДД поясняют, но "носят рекомендательный характер"

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу "снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам".

ПДД разъясняют, что же подразумевается под "уступить дорогу": не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление и/или скорость движения.

Вместе с тем этими же словами в КоАП сформулировано не что иное, как "создание аварийной обстановки" - это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Следуя противоречивым буквам законов, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе - но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад - и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, а не внезапно зазвонивший телефон! - выходит, водитель не только "не уступил дорогу", но и "создал аварийную ситуацию". И административную ответственность уже должен нести не за "непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам" (ч.6 ст. 18.14 КоАП), а за создание тем самым "аварийной ситуации" (ч.10 той же статьи). Что, как мы уже выяснили, с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 100-500 тысяч за "непропуск" против 500 тыс. - 1 млн рублей с лишением до 2 лет или без за "аварийную ситуацию". Дорогая, однако, несостыковка.

Единственно понятное для водителей руководство по пропуску пешеходов, прописанное в Комментариях к ПДД,  - это "принцип двух свободных полос": водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля. "Работает" принцип только на дорогах с двумя и более полосами движения в каждом направлении и только в случае, когда пешеход(ы) движется с одной стороны: если пешеходы начали переход с обеих сторон навстречу друг другу - однозначно нужно остановиться, а не считать полосы в надежде проскочить.

Но есть нюанс: Комментарии к ПДД с юридической точки зрения - не более чем толстая книга для желающих понимать, что в том или ином случае имели в виду составители правил, и руководствоваться написанным в ней никто не обязан. И "принцип двух свободных полос", как пояснили в ГАИ, сугубо рекомендательный - инспекторов лишь "ориентируют на разумный подход в разрешении конфликтов автомобиль-пешеход на переходе", что формально не обязывает отдельно взятого сотрудника ГАИ руководствоваться им при определении меры вины.

Несовершенство законодательства в этой сфере провоцирует конфликт "водитель-пешеход-ГАИ" едва ли не больше, чем, собственно, сами непростые их взаимоотношения на дороге. Поэтому пенять не на кого: каждой из трех сторон фактически дано право трактовать ПДД по-своему. И каждый же останется по-своему прав. 

AUTO.TUT.BY попросил начальника отдела ГАИ Октябрьского района Минска Сергея Багаева разъяснить на практике, как должен вести себя водитель, подъезжая к нерегулируемым переходам на дорогах с разным количеством полос в каждом направлении движения, а также - как должны инспекторы ДПС подходить к рассмотрению ситуаций, связанных с "непропуском пешеходов".

 



Одна полоса движения в каждом направлении







Две полосы движения в каждом направлении




Три полосы движения



































Другие новости

  • \"Приора\" обзавелась боковыми подушками безопасности Новинки / тест-драйвы
  • Феттель назвал Уэббера \"недостойным\" победы Автоспорт
  • Дизель-гибридный суперкар Audi станет 700-сильным Новинки / тест-драйвы
  • В Слуцке 19-летний водитель Nissan насмерть сбил женщину Происшествия
  • ГАИ взялась за Привокзальную площадь: водителей штрафуют, автомобили - эвакуируют Дорога
  • Российская инициатива с утилизационным сбором может больно ударить по МАЗу Автобизнес
  • Ваш комментарий
  • Связаться с редакцией
Правовые ограничения
Сообщить о комментарии на моей стене:

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться с аудиторией TUT.BY? Обязательно свяжитесь с нами!

Все поля обязательны для заполнения

Максимум 2000 символов

Добавление записи на стену
Чтобы разместить запись на вашей стене, введите текст на картинке

Отмена
Отправить