Через несколько месяцев водителей начнут сажать

             Через несколько месяцев водителей начнут сажать

Недавно принятая поправка в КоАП, предусматривающая наказание за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, еще не успела вступить в законную силу, как ей уже приказано долго жить – в следующем году на смену штрафу в 50 тысяч рублей и трехгодичному лишению прав придет уголовная ответственность. Таким образом, «толерантные» административные санкции для нарушителей будут действовать всего только 4 месяца – с сентября по январь. Как рассказал корреспонденту Autonews.ru первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, в этом нет ничего странного – поправка изначально была вынужденной мерой.

«Еще прошлой зимой главой думского Комитета безопасности Ириной Яровой было предложено уголовное наказание для «повторников» - но мы не могли ее поддержать, так как в то время в законе не было определения погрешности алкометров. Теперь, когда мы ввели понятие тройной суммарной погрешности, и у нас нет опасений, что пострадают невинные люди, мы возвращаемся к ее законопроекту. Есть задача сделать его комплексным – пока документ пустоват – думаю, что это будет решено осенью. С 1 января законопроект должен вступить в силу. То есть, с сентября до января повторное (в течение года) управление автомобилем в нетрезвом виде будет караться штрафом в 50 000 рублей и лишением прав на три года, а с 1 января за этот проступок будет введена уголовная ответственность», - сообщил Лысаков.
Придется ли любителям выпить за рулем «мотать» реальный тюремный срок – или дело ограничится принудительными работами – пока не до конца ясно. В любом случае, как подчеркивает депутат, речь идет об уголовной судимости, которая может поставить крест на карьере, что должно стать хорошим отрезвляющим фактором.

«Теперь у нас нет опасений, что пострадают невинные люди»
«Думаю, что судам необходимо дать возможность самостоятельно назначать наказание либо в виде принудительных работ, либо в виде лишения свободы. В разных регионах своя специфика – где-то нет возможности обеспечить тот или иной вид наказания. В любом случае, это реальная судимость по уголовной статье – крест на карьере и пятно на всю жизнь. Думаю, это станет хорошей мотивацией не пить за рулем. Пускай процент пьяных аварий не такой большой – 7%, но эти аварии тяжелы по последствиям. И я надеюсь, что уголовное наказание снизит этот процент до ноля», - отметил первый зампред думского комитета по госстроительству.

Однако председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров уверен, что такая строгость по отношению к нетрезвым водителям является чрезмерной, даже несмотря на возврат промилле. «Не вижу объективных причин вводить уголовное наказание, кроме желания как-то досадить нарушителям. Дело в том, что и в административном кодексе теперь прописаны принудительные исправительные работы. Этого более чем достаточно», - считает юрист.

«Это реальная судимость – крест на карьере и пятно на всю жизнь. Думаю, это станет хорошей мотивацией не пить за рулем»
«Тем более что возврат к 0,3 промилле – не панацея. В конце концов, этот показатель вовсе не означает, что человек пьян. Например, в Европе инспектор может «продуть» водителя на 0,3 промилле и отпустить. Водитель ни в чем не виноват, а этот показатель свидетельствует о том, что он, может, выпил накануне. Другое дело, если он попадет в ДТП – тогда состояние опьянения станет для него отягчающим обстоятельством. Думаю, нам необходимо вернуть градацию – легкое, среднее, тяжелое состояние алкогольного опьянения – которая действовала раньше. Это позволит подходить к вопросу наказания водителей более объективно», - добавил он.
Правовые ужесточения в новом году могут коснуться не только водителей. Как отметил Лысаков, в настоящее время законотворчество депутатов несколько зациклено на простых гражданах. Между тем, до 20% всех аварий происходит по вине некачественных дорог, и за это никто ответственности не несет: «На мой взгляд, сейчас наблюдается определенный перекос – наказания ужесточаются для физических лиц, для простых водителей. Но не будем забывать, что 20% всех аварий происходит по причине плохих дорог. А личной ответственности для тех, кто отвечает за участок, находящийся в ненадлежащем состоянии, до сих пор не предусмотрено».

Впрочем, личная ответственность может и не понадобиться. По словам главы «Синих ведерок» Петра Шкуматова, нужно просто разрешить страховым компаниям взыскивать с дорожников страховые убытки – это ударит больнее, и смысл воровать пропадет. «Достаточно четко прописать в законе механизм взыскивания страховых убытков – недобросовестные компании немедленно просядут по деньгам, это миллиарды, воровать станет просто бессмысленно. Представим себе, что к дорожникам приходит не жертва ДТП на костылях, а огромная страховая компания со всеми своими юристами и выкатывает ущерб, скажем, на 10 миллионов рублей за не заделанную яму. Личная ответственность плоха тем, что начнут выискивать крайних, как это у нас вообще принято», - предложил Шкуматов.

Отметим, что, по статистике, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог (выбоины в асфальте, отсутствие освещения, некачественная разметка и так далее). Количество таких ДТП в 2012 году составило 42 772, за 5 месяцев 2013 года таких аварий произошло уже 20 016.