\"Дорога в лето\". Сестры Лена и Таня, прокатный Nissan и Исландия, которая \"в тысячу раз прекраснее картинок в интернете\"

\

Мы решили рвануть в Исландию, взять напрокат машину и объехать на ней весь остров. Зачем? Никто не знает.


 
...Главные действующие лица: Лена – "водила", Таня – штурман-навигатор.
 
Прочитав множество отчетов, мы составили маршрут, узнали номера всех дорог, по которым предстояло ехать, и названия всех мест, которые надо посетить. Правда, названия эти в большинстве случаев труднопроизносимые. Знали и то, что асфальта там не очень много, в основном грунтовки, поэтому напрокат лучше брать джип. Все туристы в Исландии надевают термобелье, крутые непромокаемо-непродуваемые куртки и хайкингшузы. У нас средства, скажем так, были ограничены, поэтому порылись в шкафах, достали теплые свитера-шапки-шарфы, взяли кеды и купили газовую горелку - чтобы еду там готовить. Выбор машины для проката был самым трудным: своей-то нет, да и не разбираемся мы в них. После долгих раздумий выбрали Nissan Almera. Купили билеты на самолет, подали документы на визу. В посольстве девушка долго выясняла: "Почему едете в Исландию, другие страны сначала не хотите посмотреть?" Но визу все-таки дали.
 
И вот до вылета осталось 19 дней, когда на TUT.BY появилась новость "В Европе просыпаются "Врата ада". В Исландии зафиксирована повышенная активность вулкана Гекла (Hekla)". Помня историю с Эйяфьятлайокудлем годом ранее, молились, чтобы только успеть прилететь в Исландию - а там пускай извергается что хочет.
 
Перед самой поездкой прошли ускоренный курс "из чего состоит машина" и "как поменять колесо".

И вот этот день настал. Летели из Варшавы, самолет задержался, прилетали мы в Keflavik уже совсем под вечер: пасмурно, дождь. Нас должны были встретить прокатчики машины, но никого не было, пришлось звонить, напоминать о себе. Пока ждали, набрали себе бесплатных карт в аэропорту со списками природных красот, гостинец, ресторанов и кафе. Кстати, эти бесплатные карты-книжечки есть на всех заправках, в библиотеках, барах, кемпингах.
 
Наконец приехали из прокатной конторы, отвезли оформлять бумаги. Машину нам дали немного потрепанную, поцарапанную - и хорошо, не жалко было.
 
От эмоций забыли включить навигатор и поехали, правда, немного не в ту сторону. В итоге до первой остановки Garður доехали совсем поздно, решили ночевать там. Возле маяка был домик с туалетами, горячей водой, едой, газовыми баллонами. Оделись потеплее, пошли осматриваться: двенадцать часов ночи, а еще светло.
 
С утра опять пасмурно, но нам все равно - мы же в Исландии! Поехали вдоль побережья, заезжая в маленькие городки. А вокруг - лавовые камни, покрытые мхом. Дальше был мост между двумя континентами, точнее между двумя тектоническими плитами – Евразийской и Северо-Американской, бегаем между Европой и Америкой. Кстати, каждый год Исландия становится больше на 2 см.

Потом поехали на Gunnuhver - наша первая геотермальная область с горячей землей, паром, запахом сероводорода и булькающей водой. Пешком до маяка 2,5 км в одну сторону - побоялись ехать на машине, вдруг не проедем. Там состоялась наша первая встреча с мохнатыми исландскими лошадками, покормили их белорусских хлебом - только одна согласилась поесть.



Дальше едем по грунтовке. Барашки, посреди дороги. И почему-то травку щипать они любят только у самой обочины.


Добрались до очередной "вонючки" Seltún: все кипит, булькает, ходить нельзя, пальцы засовывать тоже. Но это не помеха.


 
Следующим пунктом был тот самый вулкан Hekla, который чуть не сорвал нам поездку. Решили дойти до самого верха, вот только к подножию вела F-дорога, на нашей машине по ней ездить нельзя. Оставили машину на стоянке и пошли пешком. А дорога оказалась нормальной, вернулись, сели в Nissan и поехали. А навстречу джипы, джипы... Мы такие маленькие одни были. Потом, правда дорога стала совсем плохой: оставили машину посреди поля-гор-лавы-дороги и - на своих двоих, с надеждой, что по возвращении машина все еще будет там.
 
У подножия вулкана пошел дождь, ветер в лицо. Тропинка обозначена колышками, которые вскоре закончились. Идем в облаках, красиво. Нас обгоняют двое мужчин - и очень быстро скрываются из виду. Начался град, идти очень тяжело, холодно, пальцы рук уже не сгибаются, ноги не слушаются. А вот и мужчины, уже идут назад. Сказали, что до вершины еще далеко, с жалостью посмотрели на наше снаряжение - точнее, полное его отсутствие. Мы еще немного прошли и сдались, повернули к машине. Чуть добрались. Всего прошли 5,9 км в одну сторону - до уровня 1080 м. До вершины - 1465 м - не дошли 2,6 км.
 
На следующий день распогодилось, было даже относительно тепло. Поехали в долину гейзеров. Там есть веб-камера: заранее договорившись с родителями, махали им руками онлайн.





Недалеко от гейзеров есть огромный водопад Gullfoss. Никаких оград нет, поэтому можно подойти к самой воде.


 
Потом поехали в национальный парк Þingvellir, исторически значимое для исландцев место - с "лесом" (по нашему - кустами) по пояс. Там есть глубокие разломы с очень чистой водой, температура +2°С круглый год. Можно погружаться с аквалангом или просто поплавать с маской и трубкой, что мы и сделали. Еще походили там по пещере, которая образовалась, когда текла лава.


 
Дальше был Kerið,кратер вулкана с зеленым озером внутри. Обошли вокруг по верху, спустились вниз.


 
Водопад Seljalandsfoss, его можно обойти вокруг. Это один из самых известных-популярных-часто фотографируемых водопадов в Исландии. И правда впечатляет, и радуга везде.


 
Дальше по дороге другой водопад Skógafossс головой тролля и черным песком. Там можно подняться наверх по куче ступенек. Решили искупаться, на улице где-то +10 °С, переоделись в купальники и побежали, дошли в воду по колено и дальше не решились, теперь жалеем. 


 
Едем в Vik, самую южную точку Исландии. Очень сильный ветер, машину просто сносит с дороги. Лена, вцепившись в руль, седеет на глазах. Заезжаем в Dyrhólaey, одна дорога ведет наверх к маяку, решили посмотреть, что там. Дорога оказалась очень плохой, круто идущей вверх. Ехать страшно, но назад пути нет, развернуться никак нельзя. Едешь и думаешь: и надо это было, если свалишься с обрыва, еще долго никто не найдет, других машин нет вообще. На вершине возле маяка можно идти только взявшись под руки с большим усилием, только бы со скалы не сдуло.

Потом поехали вниз на пляж с черным песком, скалой из каменных столбиков и тупиками.






 
Наконец собрались в путь в Vik, взяли попутчика-француза. Зря. Ветер стал сильнее, ливень, машина по горам и серпантину вообще ехать не хочет, а тут еще за француза переживай, не умер он там от страха с таким водителем. Благополучно доехали до кемпинга, где решили ночевать. Там маленький домик с кухней и туалетами. От ветра все трещит, окна вываливаются, вспоминается Элли с Тотошкой. 

Наутро все еще дождь. Поехали к леднику Skaftafell.



Он так расположен, что только там светит солнце, а вокруг плохая погода. Идем в горы. На самом верху очень красиво: лед, синее небо. Очень много черники-голубики, Таню просто не оттащить. Ходили по леднику 7 часов, вверх-вниз.



Там же есть красивый водопад Svartifoss, много смотровых площадок. Смотришь вниз на юг, а там на черном ровном песке быстро проносятся тени облаков между тонкими речками. На восток – язык ледника так близко, голубой лед, синие горы. На западе острые пики. И просто сумасшедший ветер, трудно дышать и штатив сносит.


 
Следующая остановка в Ледниковой лагуне Jökulsárlón. Моросит дождь, даже обидно. Но потом немного распогодилось, настроение улучшилось. Розовое небо, мини-айсберги плавают. Опять хотели искупаться, но побоялись холода.



 
Дальше начался жесткий (для Лены) серпантин: грунтовка без разметки и ограды, с одной стороны скалы, с другой – обрыв. Едешь в горку и не знаешь, что там (поворот влево? а может, вправо? а может, другая машина?) Для опытных водителей это не страшно, но мы ехали 50 км/ч, когда можно 80. Приходилось периодически останавливаться и пропускать вереницу машин за нами. На восточном побережье практически вся дорога такая, пейзажи просто завораживают.
 
Машина после таких дорог очень грязная, помыть можно на каждой заправке совершенно бесплатно.
 
Едем к водопаду Dettifoss. Опять грунтовка, Лена уже почти лихачит, не своя машина – не жалко. Очень красивое небо, останавливаемся, а тут оказывается, что по обочинам растут люпины. Водопад очень красивый - со зловещим каньоном.


 
Дальше едем на озеро Myvatn с такой прозрачной водой, что, кажется, ее пить можно.Вокруг озера: фумаролы, кратер с озером внутри, район с еще теплой лавой, огромный вулкан, псевдократеры, и Dimmubordir (причудливо застывшая лава в виде троллей), лавовые столбы в воде, и мини голубая лагуна – горячая голубая вода под открытым небом. Чтобы все обойти, надо минимум два дня - это как мини-Исландия.






 
Потом едем к водопаду Goðafoss, небольшому, но самому красивому. Затем заезжаем в магазин Санта Клауса, открыт круглый год, самый крутой магазин в мире.
 
Дальше был Akureyri, северная столица и второй по величине город Исландии (население - 17 тыс. человек).

Hvitserkur– из океана растет огромная скала в виде слона.



Дорога грунтовая, машин практически нет, бензина в баке тоже. Заправки закончили давно, встречаются редкие фермы, запоминаем их, чтобы вернуться пешком, если что.
 
В этот же день решаем рвануть через полстраны на гей-парад в Рейкьявик. На дороге туман, не видно ничего , кроме крутого обрыва справа от машины. И мы, как обычно, тормозим все движение. О том, куда ведет дорога, можно понять только по навигатору. Вообще, машин в Исландии не очень много: в стране всего живет чуть больше 300 тыс. человек, плюс туристы. Но на подъезде к столице автомобилей становится все больше, а это напрягает. И с перекрестками они не заморачивались вообще: одно круговое движение, и мы одни показывали левый поворот.



После едем на самый высокий водопад в Исландии – Glymur. Опять на плохой дороге вокруг нас только джипы. Идти до водопада очень далеко: через быструю речку по мосту-бревну, наверх на гору. Нас подвела обувь (в кедах было очень скользко), поэтому посмотрели на водопад издалека и вернулись.
 
Дальше очередной водопад Hraunfossar, где вода выливается прямо из земли в голубую реку.


 
Заезжаем на полуостров Snafellsnes с ледником Snafellsjokull. К самому леднику ведет горная дорога, решаемся проехать по ней. Сначала совсем тяжело ехать, потом чуть лучше. На обратной дороге среди серьезных машин встретилась нам такая же маленькая, водитель поинтересовался, проедет ли он там дальше.



Затем была самая незабываемая поездка по западным фьордам. Одни повороты на 180°, обрывы, ни одной встречной машины. Пустота и красота. С трудом доехали до тупика Latrabjardcliffs.



Настроения никакого, столько потрачено времени и столько нервных клеток пало в неравном бою с дорогами. И тут возник вопрос: ехать обратно по той же ужасной дороге (несколько часов нервного напряжения) или поехать на пароме (несколько минут позора при парковке). Узнали стоимость парома, решили, что нервные клетки обойдутся дешевле.
 
На обратной дороге остановились у залива. Красивый белый песок, голубая вода, решили искупаться. Бежать-бежать-бежать, присесть, бежать-бежать-бежать. Холодная вода бодрит.
 
Следующим был водопад Dynjandi.


И дорога в Рейкьявик в хостел. И шесть дней пеших прогулок по столице, музеи, ночной рейд по барам с субботы на воскресенье, когда пьют все и еще много всего...
 
Полиции на дорогах мало, ездят на белых машинах, издалека трудно заметить. Если вдруг не включены фары, просто моргнут. Асфальт везде очень хороший, грунтовки либо хорошие, либо совсем плохие, но таких мало. Заправок много на главной дороге. Очень много мостов с одной полосой для движения, вежливых водителей, велотуристов.
 
Русскоговорящих там немного, да и вообще туристов тоже. И как-то ленятся они ходить везде. В некоторых местах нас было только двое, вспоминались все ужастики со спускающимися с гор чудищами-мутантами.
 
Вообще вы можете найти в интернете много красивых картинок, видео, рассказов об Исландии. Но на самом деле там в тысячи раз прекраснее.