Пункт назначения. Трасса М1 от Минска до Бреста: \"Дорога хорошая, а на дороге - полный бардак!\"

Пункт назначения. Трасса М1 от Минска до Бреста: \

AUTO.TUT.BY проехал 350 км "олимпийки" из Минска в Брест, чтобы понять, что самая протяженная, самая платная и самая известная трасса страны злит дальнобойщиков несовершенством системы оплаты, пугает водителей ненавязчивым придорожным сервисом и провоцирует гостей Беларуси на безнаказанные превышения скоростного режима. Да что скрывать - не только их.    



Выезжаем на М1 через развязку с трассой М4 Минск - Могилев. Воспоминания о поездке по ней еще свежи, будет с чем сравнить. До Бреста - около 350 км.



Скорость: 120 для легковой - ни о чем. Но больше безнаказанно едут лишь россияне

М1 провоцирует. Идеальное покрытие, отличная видимость в направлении движения на протяжении всей трассы - и уже через час пути кажется, что ты не летишь со скоростью, вдвое превышающей привычную городскую, а еле тянешься по этой прекрасной дороге.



Несколько лет назад руководство Брестского областного УВД предлагало увеличить максимально допустимую скорость для легковых автомобилей на некоторых участках трассы М1 со 120 до 140 км/ч. И даже ходатайствовало об этом перед МВД, рассказывали нам в ГАИ Бреста. Такая инициатива была продиктована обращениями водителей, а также тем, что - чего греха таить! - несмотря на ограничения, большинство все же едет не 120 км/ч, а как позволяют машина, дорога, погода, время суток. По мнению брестских гаишников, основная причина аварий на М1 - не скорость, а усталость водителей и "монотонность" дороги. Что же касается тяжести последствий, то на деле гораздо опаснее увеличивать городскую скорость с 50 до 60 км/ч - риск травмирования и гибели резко возрастает, - нежели загородную со 120 до 140-150 км/ч: как ни печально, в серьезных авариях в обоих случаях шансов нет.

Объективно большинство водителей едут быстрее, чем разрешено знаками. Мы - не исключение. Сдерживают лишь камеры. Их на М1 слишком много - так кажется на дороге.



Сайт компании-владельца комплексов фотофиксации убеждает нас, что на пути следования AUTO.TUT.BY - 10 камер (7 из них ловят на 120 км/ч, по одной - на 110, 60 и 50 км/ч). По дороге мы насчитали 16 предупреждающих знаков и смогли обнаружить только 8 стационарных комплексов. Или мы плохо искали, или их хорошо прячут - чего по логике системы быть не должно, или в момент нашего проезда их там действительно не было. "Лишние" знаки - это не "обманка", направленная на профилактику нарушений: их, похоже, стационарно установили в местах, где иногда работают мобильные камеры. С точки зрения водителя-обывателя очень нелогично: дорожные знаки должны вызывать доверие, иначе мы попросту перестанем обращать на них внимание. 

Вызывает раздражение и само расположение камер относительно знаков: одна стоит через 100 метров, другая - через 2 км, третьей нет вообще. Если допустить, что камеры на М1 работают с профилактической целью - увидел знак, сбросил скорость, безопасно проехал "через камеру" на участке концентрации ДТП - будьте добры поставить все и везде разумно и одинаково. Иначе к концу пути стандартный водитель уже перестает обращать внимание на знаки (потому что понял - знак не равно камера) и начинает, отвлекаясь от дороги, рассматривать, не притаилась ли между разделительными ограждениями, собственно, система фотофиксации: "стреляет"-то она сзади, вполне можно успеть сбросить скорость непосредственно перед ней.

В общем, разочаровались мы в "профилактическом влиянии системы фотофиксации на уровень аварийности" - не профилактика, а тренировка наблюдательности и скорости нажатия на педаль тормоза. Не уверены, что сумели соответствовать - ждем "писем счастья". Но не меньше нас, белорусов-нарушителей, на тот самый "уровень аварийности" влияют гости наших дорог: россияне по М1 не ездят - летают. Потому что удобно, быстро и безнаказанно - им "писем счастья" не пришлют и на границе, которой нет, штраф не взыщут.

Удивила организация движения на скоростной дороге - ограждения, разделяющие встречные потоки, встречаются на редких участках трассы. В основном направления разделены газоном, на отрезке за населенным пунктом Хутор - широкой бетонной полосой (она предусмотрена для посадки самолетов). Опасно - на таких трассах лобовые столкновения должны быть исключены конструктивными мерами.




Зато ремонтные работы на этой трассе обозначают качественно - ярко, крупно и заранее. Причем касается это как "точечного" ямочного ремонта, так и крупных объектов: сейчас движение на участке М1 ограничено из-за строительства автомобильной дороги Барановичи - Ляховичи.



"Бардак" на дороге и "стратегический" туалет

На заправке "Белоруснефть", где мы остановились купить воды и посетить туалет, небольшая очередь из перевозчиков - здесь расположен дистрибуционный пункт оператора электронной системы взимания оплаты за проезд BelToll.



Люди приезжают сюда из Минска - на трассе можно получить бортовое устройство всего... за несколько часов. На невозможность "нормально ездить" нам сразу начали жаловаться не только водители большегрузов, но и иностранные владельцы легковушек. 


Этот литовец давно работает в нашей стране. По М1 ездит "уже миллион лет" и недоумевает, зачем мы "все так усложнили".

- Нормально и руками оплату собирали! Нет же, "сделали Европу", а работать как в Европе не научились! Литва - тоже Европа, и дороги у нас лучше, а платной нет ни одной. Я понимаю, закон, платить мне надо, да и дорога правда хорошая - не жалко заплатить, но сил с нет с этими приборами (имеется в виду получение бортовых устройств для оплаты проезда. - Ред.) Я сюда приехал из Минска - там на Промышленной (пункте обслуживания клиентов в столице. - Ред.) очередь под две тысячи человек. Пока приехал - на пару штрафов уже попал под воротами этими. Ай, что говорить: дорога ваша хорошая, лучше многих других белорусских, но такой вы на ней бардак развели!..

- О трассе пишете? Ну-ну... Лучше бы о том, что около трассы! Кафешки ваши, туалеты - ну прямо позор, - наперебой жаловались российские дальнобойщики.

"Туалет!" - вспомнили мы и направились к весьма приличному снаружи биотуалету. 

- Девушка, вы не ходите, там не очень, - предупреждали мужчины. Нам же казалось, что биотуалет испортить нельзя. Ошиблись - запах сбивает с ног, чистотой кабинка похвастаться не может.



- А что это вы тут фотографируете? А вы знаете, что это - стратегический объект?! - выбежала к нам испуганная сотрудница заправки. Не удержались, чтобы не поинтересоваться, с каких пор в нашей стране придорожные туалеты стали "стратегическими объектами" и почему тогда их, несмотря на громкий статус, не содержат хотя бы в элементарной чистоте. Ответа не получили.

"Чисто там, где не сорят": на стоянках дальнобойщики моют посуду, а местные жители - распивают спиртное

По пути отмечаем: мест для отдыха достаточно, организованные стоянки едва ли не через каждые 20 км пути. Разные - от огромных комплексов до пары деревянных беседок, - но размять ноги в безопасной близости от трассы есть где. 






На одной из довольно крупных стоянок останавливаемся. Довольно уютно и очень чисто. Правда, у огромного контейнера для отходов все равно что-то валяется: кто-то чуть-чуть не донес жестяную банку от пива и обертку до мусорки.

Рядом с нами дальнобойщик Игорь из Смоленска моет посуду.

Отличные у вас дороги, не то что наши, российские. И ехать приятно, и остановиться. Да хоть в туалет нормально сходить можно.

Высказываем сомнение - не везде, к сожалению, это можно назвать "нормально". 

Это вы "балованы"! - смеется Игорь. - На многих наших дорогах не то что чистого туалета не найдешь - просто незаср... не при дамах будет сказано -  незагаженный кусок леса ищешь. Так что не жалуйтесь, у вас порядок!

"Непорядок" же у нас, по мнению Игоря, все с тем же BelToll:

- Нормально ехал, все было оплачено - а оно не работает! Пришли на фирму штрафы - ко мне-то контора претензий не имеет, а на ваши дороги сильно ругались. Если не научатся нормально работать - взбунтуются перевозчики.

Туалеты на трассе разные: от благоустроенных на заправках - ну и что, если без туалетной бумаги и жидкого мыла, зато с видеонаблюдением! - до откровенно неприятных "дыр".

На следующей стоянке - очевидные следы недавней попойки. Дальнобойщики, курящие у рядом припаркованных фур, смеются: "Да на всех стоянках местные пьют - им тут хорошо. Думаете, так прямо чистенько за собой убрали? Да конечно! С соседней заправки женщина только что бутылки складывала - их ругают, если рядом грязь, вот и приходится за всеми убирать".



Придорожные кафе: от пельменей со сметаной за 14 тысяч до стейка из мраморной говядины - за 100

- Поесть вкусно? На трассе? Не советую! - как отрезал местный житель, к которому мы обратились за советом на стоянке под Ивацевичами. - Лучше в город крутанитесь.

...Покушать, что называется, без претензий мы на трассе пробовали несколько раз. Забегая чуть вперед, скажем сразу - так и не поели. Кстати, обратили внимание, что на противоположной стороне дороги - в направлении "на Минск" - кафе встречались чаще и выглядели... солиднее, что ли. Но перейти М1 мы не рискнули даже ради еды.

Останавливались часто. Что-то было закрыто - об этом мы узнавали лишь уткнувшись в запертую дверь, где-то не внушал доверия ассортимент - мы были не настолько голодны, чтобы есть заветренные бутерброды и смажни, невесть сколько пролежавшие в стеклянной витрине в 30-градусную жару. В некоторых заведениях отпугивал мрачный интерьер и неприветливость персонала, которому появление нашей голодной компании откровенно мешало досмотреть сериал. 

Остановились у кафе, которое подкупило множеством фур и легковушек на стоянке - "Если здесь есть люди, значит, кормить должны неплохо!" - и широким ассортимент горячих блюд: от пельменей - "Ну конечно, магазинные, не сами же лепим!" - за 14-16 тысяч за порцию в зависимости от соуса до стейка из мраморной говядины - 120 г мяса за 100 тысяч. Последнего, правда, в наличии не оказалось. Но и пельменей поесть не удалось: полусонная официантка печально обслуживала бурно выпивавшую за соседним столиком компанию и принять заказ у нас за полчаса так и не удосужилась. Обиделись и уехали голодными.





На заправке купили шоколадку. Обратили внимания, что ассортимент съестного беднее, нежели пива. Зато в продаже везде есть "сувенирка" к ЧМ-2014. Недешевая, однако.




Граница областей - Минской и Брестской. И всем известный зубр - огромная скульптура на въезде в брестский регион.





Чем ближе к областному центру - тем сложнее ехать: множество населенных пунктов, ограничения скорости до 50-60 км/ч, везде камеры. Экипаж ГАИ нам по пути встретился лишь единожды - в поселке Ленинский.

...Вот мы и в Бресте - голодные и уставшие. На дорогу от Минска AUTO.TUT.BY потратил 2 часа 55 минут (без учета остановок) и почти половину бака нашего VW Passat 1.8 TSI - 30 литров АИ-95.



В следующий раз мы проедем по трассе М3 Минск - Витебск. Уважаемые пользователи, если вы часто ездите по этой дороге и готовы показать ее нам - пишите на auto@tutby.com, поедем вместе!